Лечение дисфункции ВНЧС

Парный орган, который обеспечивает движение нижней челюсти, участвует в процессе жевания,, глотания, дыхания и речи, называют височно-нижнечелюстным суставом (ВНЧС). На него приходится огромная нагрузка: мы совершаем примерно 1500 жевательных движений в день, а глотательных — в 2 раза больше.
Так как ВНЧС сустав парный, его движения справа и слева в норме синхронные. Это обеспечивает равномерное распределение жевательной нагрузки на зубы и мягкие ткани.

Некоторые воспалительные заболевания, неудачное протезирование, отсутствие зубов или травма может привести к нарушению взаимодействия отдельных составляющих сустава, их смещению. В таком случае, говорят о дисфункции ВНЧС. Под этим термином подразумевается не единичное заболевание, а целый комплекс расстройств. Именно поэтому полная функциональная диагностика при подозрении на нарушение координированной работы сустава, чрезвычайно важна.
  • Звуковые проявления;
Самый распространенный признак заболевание — наличие хруста, трения, крепитации, щелчков.
  • Боль при движении нижней челюсти;
Жевание, зевание, смех, доставляют пациентам болевые ощущения, от небольших до мучительных.
  • Боли в шее, зубах, челюсти;
Дискомфортные ощущения распространяются на глотку, небо, вызывают мигрени.
  • Шум в ушах, снижение слуха;
Это вызвано перенапряжением жевательных мышц, их спазмированием. Органические поражения слухового аппарата пациента отсутствуют.
  • Ограниченное движение челюстей;
Сустав может заклинивать и тогда рот вообще не открывается.
  • Нарушение осанки;
Из-за неадекватной работы сустава, центр тяжести смещается назад, голова, для компенсации, подается вперед. Это неестественное положение перегружает одни мышцы и исключает из действия другие. В результате — боли в спине, сутулость, кифоз или лордоз.
Причины дисфункции ВНЧС
  • Утрата зубов, особенно боковых;
  • Гипертонус жевательных мышц в результате бруксизма,стресса;
  • Патологический прикус;
  • Травмы челюстей, лицевого скелета;
  • Неудачное протезирование;
  • Защемление лицевого нерва;
  • Ревматоидный артрит;
  • Остеоартроз;
  • Врожденные аномалии;
Диагностика
Для постановки диагноза необходимо полное функциональное обследование. Оно включает:
  1. Опрос. Заполнение специальной Анкеты. Во время беседы выясняют жалобы, собирают анамнез заболевания,оценивают общее и эмоциональное состояние пациента. Все данные тщательно фиксируют в Анкете.
  2. Осмотр и пальпация. Для дисфункции ВНЧС характерна выраженная ассиметрия лица, болезненные ощущения при пальпации жевательных мышц, звуковое сопровождение движений нижней челюсти (щелчок или хруст). Важной является информация о целостности зубного ряда, наличии реставраций и протезов в полости рта, а также их качество.
  3. Фотопротокол. Наглядно позволяет определить пропорции лица, его ассиметрию, положение головы по отношению к телу. Внутриротовые снимки дают информацию о соотношении челюстей, анатомии зубов, наличии стираемости и сколов. Фотопротокол фиксирует отправную точку и дает возможность наглядно увидеть процесс и результат на каждом этапе лечения.
  4. Определение окклюзии. Устранение причины дисфункции внчс — первый этап лечения. Поэтому важно установить, есть ли патология прикуса. Специальные тончайшие восковые пластины позволяют оценить качество движение челюстей и понять биомеханику их взаимодействия.
  5. Кондилография. Колдилограф — прибор, который регистрирует движения челюсти в разных направлениях и записывает их в виде графических схем. Подробнее о процедуре здесь.
  6. Гипсовка моделей в артикулятор. Рабочие модели изготавливают из гипса, по слепкам челюстей или печатают на 3D принтере по цифровым слепкам 3D сканера. Модели помещают в специальный прибор артикулятор. Он позволяет воссоздать на основании данных кондилографии реальную окклюзию: точная имитация исходной ситуации в полости рта пациента и истинное положение сустава. Невозможно понять при обычном анализе моделей в руках, как на самом деле смыкаются зубы у пациента в полости рта.
  7. Компьютерная томография. На сегодняшний день считается самым информативным методом диагностики патологий костных структур.
  8. МРТ. Магнитно-резонансная томография — незаменимый инструмент при обследовании поражений мягких тканей.
  9. Телерентгенограмма. Дает представление о скелетной структуре и рельефе мягких тканей.
На основе всестороннего анализа полученных данных стоматолог-гнатолог разрабатывает план лечения.
Лечение
Лечение дисфункции ВНЧС проводится с использованием различных методов и приемов. Оно включает несколько этапов
Основная задача гнатолога — вернуть сустав в нормальное (терапевтическое) положение. Это сразу облегчает болевой синдром, нагрузка начинает распределяться равномерно, движения челюсти становятся функциональными.
Основной метод лечения — сплинт-терапия. Сплинт — это окклюзионная шина. Она выглядит, как прозрачная каппа. Изготавливают шину индивидуально, с учетом особенностей конкретного пациента.
После того, как сустав «встал на место», жевательная мускулатура адаптировалась к новому терапевтическому положению, приступают к следующему этапу: ортодонтической или ортопедической коррекции. Он включает использование коронок, накладок, лечение на брекет-системе для закрепления терапевтического положения сустава на уровне зубов.
В клинике STARLIGHT работают гнатологи-ортопеды и гнатологи-ортодонты. Поэтому врачи всегда точно знают, какой вид терапии нужен в конкретном случае, что значительно повышает эффективность лечения.
Тщательная диагностика, индивидуальный подход к каждому пациенту, врачи с опытом работы не менее 5 лет — все это обеспечивает высокий процент положительного эффекта при лечении дисфункции ВНЧС.
Запишитесь к нам на функциональную диагностику, чтобы выявить истинную причину заболевания, поставить точный диагноз и спланировать индивидуальный комплексный план лечения.